Влияние упругого демпфирующего элемента на величину кинетических и пусковых моментов сопротивлений в подшипниковом узле
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-232-2-99-105Ключевые слова:
подшипниковый узел, момент сопротивления, упругий демпфирующий элементАннотация
Представлены результаты проделанной работы по определению величины кинетических и пусковых моментов сопротивлений в подшипниковом узле при применении упругого демпфирующего элемента (УДЭ). Показано влияние УДЭ на уменьшение их значений, что подтверждает эффективность его применения в качестве промежуточного элемента в подшипниковом узле. С одной стороны, основными эксплуатационными показателями качества деталей подшипниковых узлов являются их износостойкость и динамическая прочность, а с другой, – момент сопротивления вращению, определяющий степень изнашивания. Вопрос о сопротивлениях, возникающих при различных условиях работы шарикоподшипника от взаимодействия его элементов (кольца, шарики, сепаратор) друг с другом и смазкой, изучен недостаточно. Это объясняется многообразием конструкции шарикоподшипников и сложностью процессов, протекающих при движении элементов подшипников и, следовательно, влиянием большого количества факторов на величину сопротивления при его работе. Основными из этих факторов являются частота вращения и соотношение между скольжением и качением движущихся элементов, которое зависит от соотношения действующих нагрузок (осевой и радиальной). В большом количестве научных работ, посвященных изучению процессов трения и изнашивания металлов, их влиянию на ресурс машины, к сожалению, недостаточно внимания уделено исследованиям процессов трения и изнашивания деталей подшипниковых узлов конкретных машин. В тех немногочисленных работах, где все же изучается износ в машинах, методы исследования основаны на измерении, главным образом, изменений в размерах, что не позволяет изучить сущность процессов изнашивания, определяющих ресурс машины.