Пути перераспределения силовых нагрузок на опорные поверхности машинно-тракторного агрегата
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2025-247-5-70-74Ключевые слова:
ходовая система, энергетическое средство, техногенное воздействие, почва, нагрузка, средства механизацииАннотация
Снижение энергозатрат при использовании средств механизации для проведения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур в настоящее время является приоритетным направлением сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности. Это объясняется тем, что данное направление напрямую влияет на формирование себестоимости получаемого продукта, следовательно, на его конкурентноспособность. В то же время основным направлением снижения энергозатрат при возделывании сельскохозяйственных культур является использование многооперационных средств механизации, позволяющих выполнять сразу несколько операций. Это в свою очередь, как следствие, повышает общую массу используемых средств механизации, ходовая система которых негативно сказывается на состоянии физико-механических свойств почвы. Особенно это относится к одноосным прицепным средствам механизации используемых в технологии возделывания сельскохозяйственных культур. При работе таких машин по мере выполнения операции происходит изменение их центра тяжести за счёт изменения общей массы, что влияет на распределение силовых нагрузок в опорных основаниях используемого машинно-тракторного агрегата, в частности сцепного веса энергетического средства. В связи с этим возникает необходимость разработки устройства, позволяющего устранить обозначенную выше проблему. Проведённые исследования позволили получить теоретическую зависимость влияния предлагаемого устройства на перераспределение силовой нагрузки на опорные основания энергетического средства и одноосной прицепной машины, которая используется для определения силовой нагрузки почвы на задние (передающие крутящий момент) колёса энергетического средства при отсутствии подкатной тележки; учитывать силовую нагрузку на задние (передающие крутящий момент) колёса энергетического средства, создаваемую им самим, силовую нагрузку, передаваемую на задние (передающие крутящий момент) колёса энергетического средства от подкатной тележки, а также влияние общего веса прицепного агрегата, положение его центра тяжести, положение передвижной опоры, габаритный размер подкатной тележки.