Тепловая подготовка дизельных двигателей
Аннотация
Вопросы, рассмотренные в статье, посвящены решению одной из актуальных проблем современных мобильных машин – повышению эффективности использования тракторных агрегатов путем адаптации их к эксплуатации в условиях низких температур окружающей среды. Адаптация сельскохозяйственных тракторов к условиям низких температур во многом определяется тем, как эффективно удается подвести дополнительную тепловую энергию к узлам и агрегатам в периоды предпускового и послепускового прогрева. Рассмотрены альтернативные способы интенсификации процессов предпускового и послепускового прогрева моторной установки тракторов в условиях небольших сельскохозяйственных предприятий. Предлагается для предпусковой тепловой подготовки дизельного двигателя Д-240 использовать огневые теплообменные аппараты с автономным греющим модулем в виде съемного элемента, что позволило в автономном режиме (в течение 20-25 мин.) обеспечить достаточную тепловую подготовку моторной установки при среднем темпе нагрева головки двигателя с принудительной циркуляцией – 1,85°C /мин., с термосифонной – 2,5°C /мин. Вторым направлением предложено для автономного предпускового разогрева реализовать внутренние резервы самого двигателя, с использованием штатного пускового ДВС, путем частичной модернизации системы охлаждения. Динамика разогрева охлаждающей жидкости двигателя предложенным способом, в среднем, составила 2,5°C /мин. Для интенсификации послепускового прогрева ДВС предложены 2 способа: изменение режима циркуляции жидкости в системе охлаждения ДВС; нагрев охлаждающей жидкости в системе охлаждения от внешних электрических нагревательных элементов, запитанных от штатной системы трактора. Предложенные способы интенсификации послепускового прогрева частично апробированы и показали положительный эффект, в частности, применение электрических нагревательных элементов, запитанных от бортовой электросистемы трактора позволяет увеличить интенсивность нагрева охлаждающей жидкости на 12,5% и сократить на 20% время прогрева двигателя для условий принятия рабочей нагрузки. Предложенные способы по интенсификации предпускового и послепускового прогрева рассмотрены как возможная альтернатива использования серийным автономным предпусковым устройствам ДВС в условиях сельского хозяйства.