Снижение влияния ходовой части колёсных энергетических средств на физико-механические свойства почвы на прикатывании
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-235-5-89-95Ключевые слова:
твёрдость, плотность, почва, колёсное энергетическое средство, движитель, ходовая часть, энергозатраты, урожайностьАннотация
Снижение отрицательного воздействия на почву ходовых систем колёсных энергетических средств остается актуальным и в настоящее время. Это обосновано тем, что в процессе взаимодействия колёсных движителей с почвой происходит ухудшение её физико-механических характеристик: плотности, твёрдости, структурного состава и т.д. При этом после прохода энергетических средств по полю остаётся глубокая колея, требующая дополнительных операций по её устранению. В качестве объекта исследований выбран процесс прикатывания почвы с использованием машинно-тракторного агрегата (МТА), состоящего из трактора класса 1,4 (МТЗ-80) и прикатывающего агрегата (трёхзвенный каток водоналивной гладкий 3КВГ). В процессе проведения исследований данный МТА был оборудован устройством, позволяющим перераспределять нагрузку между движителями энергетического средства и рабочими органами прикатывающего агрегата. В качестве объекта сравнения был взят серийный машинно-тракторный агрегат без установленного устройства по перераспределению нагрузки. В результате проведенных исследований было установлено, что использование предлагаемого устройства по перераспределению нагрузки позволяет: снизить нагрузку на задние колёса энергетического средства с 2300 до 1800 Н, уменьшить на 22,8%; увеличить нагрузку, приходящуюся на рабочий орган прикатывающего агрегата, с 12,3 до 25,2 Н на 0,01 м ширины захвата; снизить энергозатраты (прикатывание почвы) на 21,36 МДж/га по сравнению с серийным МТА (без установленного устройства для перераспределения нагрузки); уменьшить коэффициент уплотнения почвы по следу движителя с 1,23 до 1,14, твёрдость почвы – с 0,83 до 0,71 МПа.