Исследование работы термоэлектрического генератора в системе выпуска отработавших газов ДВС
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2022-208-2-101-110Abstract
Объектом проведенного исследования является работа выпускной системы ДВС совместно с термоэлектрическим генератором. Были проведены тепловой и гидродинамический расчёты теплообменников (ТЭГ), по результатам которых определена наиболее эффективная конструкция проточной области теплообменника термоэлектрического генератора. Собран экспериментальный прототип термоэлектрического генератора на базе термоэлектрических генераторных модулей ТГМ-199-1,4-0,8. Максимальная генерируемая электрическая мощность составила 82,14 Вт. Собрана экспериментальная установка, с использованием которой получены зависимости: генерируемого напряжения с ТЭГ от температуры стенок на горячих сторонах ТГМ при стабильной температуре охлаждающей жидкости 90ºC; выходной мощности с ТЭГа от изменения температуры на горячих и холодных стенках ТЭГа. Применение разработанного термоэлектрического генератора позволяет: получить дополнительный источник постоянного тока; повысить степень использования выделяющегося при сгорании топлива тепла ДВС, тем самым частично снизить затраты топлива на привод генератора; обеспечить электроэнергией потребителей постоянного тока на минимальных оборотах коленчатого вала ДВС и при аварийных ситуациях, когда выходные параметры источника тока нестабильны; возможность генерирования электроэнергии в течение 5-10 мин. с момента остановки двигателя.