Состав тракторного парка для зональных технологий почвообработки
Abstract
Цель работы – обоснование структуры и состава парка колесных тракторов для зональных технологий почвообработки и посева в растениеводстве Красноярского края. Регион является лидером по урожайности зерновых (24-26 ц/га) в Сибирском федеральном округе за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, адаптированных к отличающимся по основным характеристикам агроландшафтам или природно-климатическим зонам с разными производственными условиями сельских товаропроизводителей. Для повышения урожайности до 30 ц/га, при неизменных посевных площадях, показана необходимость формирования инновационного тракторного парка. В основу положено обоснование рационального типоразмерного ряда и технологической потребности в колесных тракторах общего назначения и универсальных, составляющих более 70% от нормативной потребности в эталонных единицах, по характерному признаку природных зон – классу длины гона и типичным для группы модельных хозяйств производственным условиям. С учетом распределения площади пашни и технологических карт возделывания яровых зерновых в базовых предприятиях составлен план механизированных работ для каждой природной зоны региона. По результатам моделирования операционных технологий для каждого класса длины гона установлены 2-3 рациональных типоразмера тракторов с регулируемой эксплуатационной массой. Максимальная технологическая потребность зоны в тракторах определена по пиковой нагрузке в наиболее напряженный период выполнения операций предпосевной обработки почвы и посева с учетом использования более высоких типоразмеров, адаптированных к агротехническим требованиям. Характерным для длины гона менее 600 м является существенное увеличение технологической потребности в тракторах, обусловленное их меньшими типоразмерами и сокращением агротехнических сроков выполнения механизированных работ. Установленные характеристики и показатели технологической потребности в физических и эталонных тракторах разных типоразмеров целесообразно использовать при формировании инновационного тракторного парка региона с учетом природно-производственных условий функционирования основных производителей продукции растениеводства.