Результаты моделирования техногенной нагрузки на окружающую среду от вредных выбросов дизелей мобильных машин, используемых при проведении сельскохозяйственных работ
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2022-215-9-101-106Abstract
Применение мобильных машин с дизелями при проведении технологических операций в АПК дает много преимуществ, однако и вызывает множество рисков, связанных с отрицательным влиянием их вредных выбросов на окружающую среду, что может пагубно отразиться на состоянии здоровья работников отрасли, росте и урожайности культур, количестве и качестве производимой продукции. При разработке модели техногенной нагрузки был использован алгоритм, предложенный Н.Ф. Разлейцевым. Для решения поставленной цели встала необходимость дополнения следующих расчетных блоков: расчета выбросов углеводородов и оксида углерода; расчета удельных оценочных выбросов по 13-режимному испытательному циклу; определение приведенных к СО выбросов дизелей в атмосферу в единицу времени; определение техногенной нагрузки, создаваемой вредными выбросами дизеля в окружающую среду. Анализ участия отдельных компонентов отработавших газов в формировании показателя техногенной нагрузки на окружающую среду показал, что для всех сравниваемых дизельных двигателей мобильных машин доля оксидов азота составляет от 95,68% для дизелей с объемно-пленочным смесеобразованием до 98,74% с объемным смесеобразованием. В результате исследования была подтверждена возможность математического моделирования техногенной нагрузки дизельных двигателей на окружающую среду. По степени снижения техногенной нагрузки можно оценивать средства и способы уменьшения вредных выбросов, производить выбор мобильных машин с конкретным типом дизельного двигателя для осуществления различных технологических операций в АПК. Оценка отклонений в результате математического моделирования техногенной нагрузки от результатов, полученных в результате проведения экспериментальной оценки для дизеля 8Ч 12/12, показала, что ошибка может составлять минус 7,74%. Моделирование позволяет, посредством учета косвенных показателей, оценивать влияние микроклиматических условий на уровни техногенной нагрузки.