Снижение влияния ходовой части колёсных энергетических средств на физико-механические свойства почвы на прикатывании

Авторы

  • Елена Сергеевна Поликутина Дальневосточный государственный аграрный университет
  • Евгений Евгеньевич Кузнецов Дальневосточный государственный аграрный университет
  • Сергей Васильевич Щитов Дальневосточный государственный аграрный университет
  • Зоя Фёдоровна Кривуца Дальневосточный государственный аграрный университет
  • Вячеслав Генаэльевич Евдокимов Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского

DOI:

https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-235-5-89-95

Ключевые слова:

твёрдость, плотность, почва, колёсное энергетическое средство, движитель, ходовая часть, энергозатраты, урожайность

Аннотация

Снижение отрицательного воздействия на почву ходовых систем колёсных энергетических средств остается актуальным и в настоящее время. Это обосновано тем, что в процессе взаимодействия колёсных движителей с почвой происходит ухудшение её физико-механических характеристик: плотности, твёрдости, структурного состава и т.д. При этом после прохода энергетических средств по полю остаётся глубокая колея, требующая дополнительных операций по её устранению. В качестве объекта исследований выбран процесс прикатывания почвы с использованием машинно-тракторного агрегата (МТА), состоящего из трактора класса 1,4 (МТЗ-80) и прикатывающего агрегата (трёхзвенный каток водоналивной гладкий 3КВГ). В процессе проведения исследований данный МТА был оборудован устройством, позволяющим перераспределять нагрузку между движителями энергетического средства и рабочими органами прикатывающего агрегата. В качестве объекта сравнения был взят серийный машинно-тракторный агрегат без установленного устройства по перераспределению нагрузки. В результате проведенных исследований было установлено, что использование предлагаемого устройства по перераспределению нагрузки позволяет: снизить нагрузку на задние колёса энергетического средства с 2300 до 1800 Н, уменьшить на 22,8%; увеличить нагрузку, приходящуюся на рабочий орган прикатывающего агрегата, с 12,3 до 25,2 Н на 0,01 м ширины захвата; снизить энергозатраты (прикатывание почвы) на 21,36 МДж/га по сравнению с серийным МТА (без установленного устройства для перераспределения нагрузки); уменьшить коэффициент уплотнения почвы по следу движителя с 1,23 до 1,14, твёрдость почвы – с 0,83 до 0,71 МПа.

Биографии авторов

Елена Сергеевна Поликутина, Дальневосточный государственный аграрный университет

к.т.н.

Евгений Евгеньевич Кузнецов, Дальневосточный государственный аграрный университет

д.т.н., доцент, профессор кафедры

Сергей Васильевич Щитов, Дальневосточный государственный аграрный университет

д.т.н., профессор

Зоя Фёдоровна Кривуца, Дальневосточный государственный аграрный университет

д.т.н., доцент

Вячеслав Генаэльевич Евдокимов, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского

д.т.н., профессор

Загрузки

Опубликован

28.05.2024

Как цитировать

1. Поликутина Е. С., Кузнецов Е. Е., Щитов С. В., Кривуца З. Ф., Евдокимов В. Г. Снижение влияния ходовой части колёсных энергетических средств на физико-механические свойства почвы на прикатывании // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2024. № 5 (235). С. 89–95.

Выпуск

Раздел

ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ