Влияние конструктивно-технологических параметров машинно-тракторных агрегатов на тягово-сцепные качества трактора при работе с прицепными одноосными машинами
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2025-251-9-78-84Ключевые слова:
нагрузка, энергетическое средство, опорные поверхности, сцепной вес, ведущие движителиАннотация
Как показали ранее проведенные исследования, на тягово-сцепные возможности энергетического средства, выполняющего роль тягача, оказывает влияние сцепной вес, приходящийся на ведущие опорные поверхности. Особенно это важно для тех энергетических средств, у которых не все опорные поверхности являются ведущими, иными словами, тракторы, имеющие колёсную формулу 4К2. Частично данный вопрос при движении по горизонтальной поверхности возможно решить, используя устройство, позволяющее перераспределять часть веса с передних неведущих опорных поверхностей на задние. Но при движении по поверхности, имеющей угол наклона к горизонту, это приводит к снижению продольной устойчивости и управляемости энергетического средства. Одним из факторов, влияющих на продольную устойчивость, оказывают прицепные одноосные сельскохозяйственные агрегаты, которые воздействуют на прицепное устройство энергетического средства путём передачи частичной нагрузки. При этом данная нагрузка может иметь переменный характер в случае, когда масса самого прицепного агрегата изменяется по мере выполнения им возложенной на него функции. Решить данную проблему возможно за счёт использования промежуточной тележки, которая может регулировать перераспределение нагрузки на прицепное устройство энергетического средства (трактора). В связи с этим были проведены исследования по выявлению и обоснованию факторов, влияющих на сцепные качества трактора при работе с прицепными одноосными машинами. С целью определения влияния ряда конструктивно-технологических параметров на нагрузку, приходящуюся на задние ведущие движители трактора с колёсной формулой 4К2, применялась методика планирования эксперимента. Проведенные экспериментальные и теоретические исследования позволили выявить влияние конструктивно-техноло-гических параметров на сцепной вес энергетического средства и прицепной одноосной машины для повышения тягово-сцепных свойств и продольную устойчивость энергетического средства.