Влияние разрежения на впуске и избыточного давления на выпуске на выбросы вредных веществ с отработавшими газами ДВС в энергетическом секторе сельского хозяйства
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-236-6-81-88Ключевые слова:
вредные вещества, выбросы, дизельный двигатель, окружающая среда, разрежение, впуск, противодавление, выпуск, отработавшие газыАннотация
Приведены результаты стендовых испытаний по влиянию разрежения на впуске и избыточного давления на выпуске на уровень выбросов вредных веществ (СО, СxHy, NOx, твердые частицы) с отработавшими газами (ОГ) у дизеля размерности 6ЧН 15/18 (тип Д6), предназначенными для применения в качестве энергетических агрегатов в мобильных и стационарных дизель-генераторах в сельском хозяйстве. В опытах при отключенном турбокомпрессоре реализовывали такие регулировки газораспределительного механизма, которые обеспечивали воздуха на впуске от 0,98 до 4,9 кПа (от 100 до 500 мм вод. ст.), и избыточное давление ОГ на выпуске Рвып с 3,43 до 13,73 кПа (от 350 до 1400 мм вод. ст.), после чего наддув включали и испытывали ДВС на установившихся режимах, проводили отбор ОГ, физико-химический анализ их состава, определение дисперсности твердых частиц, а также рассчитывали величину техногенной нагрузки. Результаты исследования показали, что при увеличении разряжения на впуске Рвп. от 0,98 до 4,9 кПа дымность ОГ возрастает, выбросы NOх снижаются в 1,25 раза, выбросы СО – в 1,25, а выбросы твердых частиц и СхНу увеличиваются в 1,35 и 1,75 раза соответственно. При этом величина техногенной нагрузки уменьшается в 1,24 раза. При увеличении избыточного давления на выпуске Рвып. от 3,43 до 13,73 кПа, за исключением СО, выбросы всех вредных веществ возрастают, что приводит к росту техногенной нагрузки на окружающую среду в 1,29 раза. ДВС типа Д6 в серийной комплектации не обеспечивает достижение всех уровней по нормам выбросов стандартов Stage, что требует установки дополнительных технических средств для снижения выбросов вредных веществ (NOx, CO, твердые частицы).