Вероятностная модель системы антропогенной электробезопасности
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-236-6-61-67Ключевые слова:
электроустановка, антропогенный риск, человеко-машинная система, имитационная модель, логический вывод, рискообразующие факторыАннотация
Приведена вероятностная модель системы антропогенной безопасности выхода из строя или нарушения режима эксплуатации электроустановок. В эту систему необходимо включить основные составляющие, которые образуют обобщенную систему, состоящую из следующих подсистем: информационное обеспечение, организационные и инженерно-технические мероприятия, а также защитные средства. Кроме того, здесь необходимо учитывать эксплуатационный контроль параметров техногенной безопасности и диагностики технического состояния эксплуатируемых электроустановок. Указанные подсистемы характеризуются различными элементами, которые определяют функционирование отдельных подсистем и всей системы в целом. Эти элементы охватывают достаточное количество факторов, позволяющих не только оценить состояние электроустановки, но и выполнить прогноз выхода из строя или нарушения режима эксплуатации электроустановок. В данном случае человек характеризуется дуальными свойствами: во-первых, определяется как субъект защиты, во-вторых, сам является источником снижения уровня электробезопасности и представляет собой один из рискообразующих факторов. Рискообразующие факторы являются переменными величинами и характеризуются циклом не связанных между собой событий. Результирующее влияние этих факторов представлено вероятностной моделью с дискретными состояниями определенного для каждого из факторов. Разработанный алгоритм состоит из следующих блоков: блок сбора данных и анализа информационных потоков, характеризующих функционирование системы; блок оценки влияния каждого фактора и весовое значение этого влияния на итоговую оценку состояния электробезопасности. Этот алгоритм реализован в процессорной модели, которая представлена автоматизированной информационной системой (AИС). АИС обрабатывает и анализирует данные о текущем состоянии системы и дает заключение об эффективности функционирования человеко-машинной системы «Ч-Э-С».