Аппроксимация кривой буксования трактора
Аннотация
Одним из основных эксплуатационный показателей, оценивающих тягово-сцепные свойства трактора, является коэффициент буксования как относительная величина потери скорости движения, вызванная проскальзыванием движителя в пятне контакта его с опорной поверхностью в сторону, противоположную движению. Коэффициент буксования имеет и энергетический смысл – отношение мощности на буксование к мощности, подводимой к ведущим колесам. Чем больше буксование, тем больше энергии затрачивается на деформацию почвы, что уменьшает плодородие почвы по следу движителя. Совместно с деформацией почвы в вертикальном направлении это существенно снижает урожайность, особенно у колесного движителя. Величина коэффициента буксования зависит от условий работы, типа движителя и тягового усилия трактора. Для конкретных условий коэффициент буксования зависит от тягового усилия и определяется опытным путем при проведении тяговых испытаний трактора. Зависимость коэффициента буксования от тягового усилия трактора называется кривой буксования и представляет собой монотонно возрастающую функцию. Кривую буксования аппроксимируют функциями различного вида: степенными, многочленами, логарифмическими и др. К их недостаткам можно отнести то, что коэффициенты функций не имеют явной связи с другими показателями и относительно сложно определяются. При аналитическом представлении зависимости коэффициента буксования от развиваемого трактором усилия предлагается использовать выражение, преимуществами которого являются наличие двух постоянных коэффициентов, представляющих собой разницу между: 1) коэффициентом сцепления и коэффициентом сопротивления перекатыванию, представляющего собой максимальное тяговое усилие трактора «по сцеплению», деленное на вес трактора; 2) предыдущим коэффициентом и абсциссой точки на кривой буксования, производная в которой равна единице. Этот вариант позволяет относительно просто рассчитывать коэффициенты по результатам испытаний или графоаналитической обработке имеющихся графиков кривых буксования.