Оценка агротехнической проходимости автономной технологической емкости посевного комплекса
Abstract
Исследования проводили с целью оценки соответствия величины уплотняющего воздействия, оказываемого на почву движителями бункера автономной высевающей системы посевного комплекса, установленным нормам в условиях эксплуатации. Работу вели на примере посевного комплекса «Кузбасс-Т», оснащенного бункером А-200 в Крапивинском районе Кемеровской области в 2017 г. По стандартной методике проводились измерения установленных нормированных показателей взаимодействия пневматической шины с почвенным фоном и его физико-механических характеристик до и после воздействия движителей при различных значениях эксплуатационной массы бункера. Исследования бункера А-200 осуществляли на темно-серой лесной среднесуглинистой почве по фону, подготовленному под посев, при значении абсолютной влажности почвы 37,48%. Средняя плотность сложения почвы в слое 0-50 см по следу бункера, при минимальной нагрузке на движитель, составила 1,18 г/см3, что выше показателя на контроле (1,05 г/см3) на 12,4%, плотность по следу при максимальной нагрузке на движитель составила 1,26 г/см3, что выше контрольной на 20%. Наибольшее увеличение плотности наблюдается при максимальной нагрузке на движитель в горизонте 20-30 см – 1,32 г/см3, что превышает контрольные данные на 25,7%. Отклонения значений твердости по следу бункера от данных контроля находятся в пределах погрешности измерения. В зависимости от нагрузки на движители бункера превышение установленных норм составляет: для максимального удельного давления – во всем диапазоне нагрузок на движители – на 14,6-96,9%, для максимального нормального напряжения в почве при максимальной нагрузке на единичный движитель – на 114,6%. Уплотняющее воздействие одиночного колесного движителя варьирует от 103,24 до 151,87 кН/м, превышая норму на 37,7 и 102,5% при минимальной и максимальной нагрузке на движитель соответственно. В условиях проведения испытаний ходовая система бункера А-200 не обеспечивает соблюдение установленных норм по воздействию на почву при достижении верхней границы диапазона изменения эксплуатационных нагрузок на движители.