Типоразмеры колесных тракторов и состав почвообрабатывающих агрегатов для Восточно-Сибирской агрозоны
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2022-209-3-94-101Аннотация
Цель работы – обоснование типоразмерного ряда колесных тракторов и состава почвообрабатывающих агрегатов для природно-производственных условий Восточно-Сибирской агрозоны с характерной структурой и распределением площади пашни по 4 природным зонам (тайга, подтайга, лесостепь, степь), включающим пять классов длины гона от 200 до 1500 м. Основу технического обеспечения операционных технологий почвообработки и посева зерновых составляют мобильные тяговые агрегаты на базе энергонасыщенных колесных 4к4 тракторов с регулируемыми параметрами. Адаптерами к производственным условиям приняли удельные, отнесенные к единице чистой производительности, параметры: мощность и массу трактора, ширину агрегата Вуд. Обобщенные параметры-адаптеры агрегата и трактора к природно-производственным условиям характеризуют оптимальные значения чистой производительности и потребной мощности для разных классов длины гона при ширине захвата и эксплуатационной массе . В условиях дефицита квалифицированных механизаторов, роста заработной платы и стоимости техники критерий оптимизации представляет уровень прямых эксплуатационных затрат . Каждому классу длины гона соответствуют два смежных типоразмера трактора для операций основной (верхний) и предпосевной (нижний) обработки почвы с оптимальной шириной захвата рабочих машин. Одновременно верхний типоразмер трактора является нижним для последующего класса длины гона. Общий ряд включает пять типоразмеров эксплуатационной мощностью от = 113-135 кВт при lГ = 200-300 м до = 275-320 кВт для lГ>1000 м. При использовании в качестве критерия оптимизации приведенных затрат оптимальные типоразмеры тракторов для каждого класса длины гона уменьшаются до уровня, соответствующего предшествующему классу. Из ряда исключается максимальный и вводится дополнительный минимальный типоразмер = 93-113 кВт. Эту структуру типоразмерного ряда колесных тракторов следует положить в основу формирования инновационного тракторного парка агрозоны с учетом финансово-трудовых ресурсов сельских товаропроизводителей.