Повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции посредством снижения удельных энергозатрат машинно-тракторного агрегата
DOI:
https://doi.org/10.53083/1996-4277-2024-232-2-92-98Ключевые слова:
машинно-тракторный агрегат, энергетические средства, сельскохозяйственные машины, удельная энергоёмкость, сельскохозяйственные культуры, энергозатраты, энергетическая эффективностьАннотация
В связи с резким повышением цен на нефтепродукты особенно актуально в настоящее время уменьшение энергетических затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Снизить величину удельной энергоёмкости машинно-тракторного агрегата возможно за счёт увеличения годовой загрузки и производительности. Одним из способов решения данной проблемы является повышение сцепного веса, приходящегося на ведущие колёса энергетического средства, за счёт установки предлагаемого прижимно-разгрузочного механизма, дающего возможность регулировать нагрузку между осями энергетического средства. На основании полученных данных установлено, что перераспределение сцепного веса между осями трактора за счёт установки представленного устройства повышает производительность машинно-тракторного агрегата в 1 ч основного рабочего времени на 5,2%, а расход топлива снижается на 15,5% на единицу выполненной работы. Аналогичные результаты были получены при бороновании, сплошной культивации и транспортных работах. Проведенные хронометражные наблюдения за работой машинно-тракторного агрегата с установленным на них устройством для перераспределения нагрузки между мостами трактора подтвердили уменьшение удельных энергозатрат по сравнению с машинно-тракторным агрегатом без установленного устройства для перераспределения нагрузки между мостами трактора при прикатывании с 153,29 до 140,35 МДж/га, при сплошной культивация – 166,68 до 161,57 МДж/га. Соответствующее снижение удельных энергозатрат произошло при бороновании и транспортных работах. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования показали, что одним из способов снижения удельных энергозатрат является увеличение производительности машинно-тракторного агрегата, которое достигается путем повышения тягово-сцепных качеств энергетического средства, за счёт перераспределения нагрузки на движители в ходовой системе трактора.