Результаты моделирования техногенной нагрузки на окружающую среду от вредных выбросов дизелей мобильных машин, используемых при проведении сельскохозяйственных работ

Авторы

  • Алла Александровна Мельберт Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова
  • Чан Хынг Нгуен Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова

DOI:

https://doi.org/10.53083/1996-4277-2022-215-9-101-106

Аннотация

Применение мобильных машин с дизелями при проведении технологических операций в АПК дает много преимуществ, однако и вызывает множество рисков, связанных с отрицательным влиянием их вредных выбросов на окружающую среду, что может пагубно отразиться на состоянии здоровья работников отрасли, росте и урожайности культур, количестве и качестве производимой продукции. При разработке модели техногенной нагрузки был использован алгоритм, предложенный Н.Ф. Разлейцевым.  Для решения поставленной цели  встала необходимость дополнения следующих расчетных блоков: расчета выбросов углеводородов и оксида углерода; расчета удельных оценочных выбросов по 13-режимному испытательному циклу; определение приведенных к СО выбросов дизелей в атмосферу в единицу времени; определение техногенной нагрузки, создаваемой вредными выбросами дизеля в окружающую среду. Анализ участия отдельных компонентов отработавших газов в формировании показателя техногенной нагрузки на окружающую среду показал, что для всех сравниваемых дизельных двигателей мобильных машин доля оксидов азота составляет от 95,68% для дизелей с объемно-пленочным смесеобразованием до 98,74% с объемным смесеобразованием. В результате исследования была подтверждена возможность математического моделирования техногенной нагрузки дизельных двигателей на окружающую среду. По степени снижения техногенной нагрузки можно оценивать средства и способы уменьшения вредных выбросов, производить выбор мобильных машин с конкретным типом дизельного двигателя для осуществления различных технологических операций в АПК. Оценка отклонений в результате математического моделирования техногенной нагрузки от результатов, полученных в результате проведения экспериментальной оценки для дизеля 8Ч 12/12, показала, что ошибка может составлять минус 7,74%. Моделирование позволяет, посредством учета косвенных показателей, оценивать влияние микроклиматических условий на уровни техногенной нагрузки.

Биографии авторов

Алла Александровна Мельберт, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова

д.т.н., профессор

Чан Хынг Нгуен, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова

аспирант

Загрузки

Опубликован

28.09.2022

Как цитировать

1. Мельберт А. А., Нгуен Ч. Х. Результаты моделирования техногенной нагрузки на окружающую среду от вредных выбросов дизелей мобильных машин, используемых при проведении сельскохозяйственных работ // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2022. № 9 (215). С. 101–106.

Выпуск

Раздел

ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ